АТУ является одним из ведущих высших учебных заведений Казахстана и Центральной Азии, осуществляющим уже более 60 лет подготовку специалистов и научных кадров для пищевой, перерабатывающей, текстильной и легкой отраслей промышленности, индустрии сервиса и гостеприимства. АТУ присутствует на рынке образовательных услуг с 1957 года и в последние годы планомерно реализует принципы Болонской Декларации, активно интегрируется в глобальное образовательное пространство и становится всё более узнаваемым в мире. С 2005 года в АТУ функционирует Система Менеджмента Качества (СМК), сертифицированная на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001 - 2008. Результативность СМК АТУ подтверждена независимыми аудитами, проведёнными со стороны Ассоциации по сертификации―Русский регистр - члена международной сертификационной сети IQNet.

АТУ является коллективным членом Международной Ассоциации Университетов; Международной Ассоциации Обмена Студентами; Клуба Ректоров университетов Европы; Международного библиографического общества; Союза Евразийских университетов; КонсорциумаEdNet.

Деятельность АТУ высоко оценивается различными международными и национальными структурами:

Вуз аккредитован Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (Свидетельство IA № 0084 от 25.12.2017 г. сроком на 5 лет от агентства НКАОКО; удостоен международной награды в номинации―EUROPEANQUALITY (европейское качество) и Золотых медалей Международного фонда за высокое качество в деловой практике (Швейцария) и Ассоциации содействия промышленности (Франция).

В 2019 г. по результатам Национального бизнес рейтинга Алматинский технологический университет вошел в ТОП-100 (Золото), с присвоением статуса Лидера внешнеэкономической деятельности.

Профильные образовательные программы университета получили международные сертификаты о признании качества от Агентства по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики - ASIIN (Германия). Данным агентством присвоен почётный знак ― Евроинженер - EUR-ACE четырём бакалаврским образовательным программам АТУ. Остальные специальности бакалавриата, магистратуры и докторантуры прошли аккредитацию в независимых рейтинговых организациях - НАОКО и НААР (Независимое агентство аккредитации и рейтинга), являющихся полноправными членами Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA).

В рейтинге QSUniversityRankings: EasternEurope&CentralAsia 2019 АТУ входит в ТОР–300 университетов Восточной Европы и Центральной Азии; в национальном рейтинге входит в топ 5 лучших технических вузов РК. Ежегодно профильные образовательные программы АТУ занимают первые места в Национальных академических рейтингах образовательных программ.

Подготовка специалистов ведется на государственном и русском языках по 25 образовательным программам бакалавриата, 24 - магистратуры и 12 - докторантуры PhD.

В соответствии с требованиями Национальной рамки квалификаций РК и в соответствии с запросами работодателей разработаны Модели выпускников для всех специальностей бакалавриата имагистратуры.

С 2011-2012 учебного года образовательные программы разрабатываются по принципу модульного структурирования с учетом компетентностного подхода и перезачетом академических кредитов ECTS.

С 2012 года ведется выдача Приложений к диплому европейского образца (DiplomaSupplement) выпускникам.

Реализуется академическая мобильность обучающихся и ППС, в том числе через двудипломныеобразовательные программы, международные программы академического обмена (ERASMUS+, DAAD и др.).

В связи с реализацией полиязычного образования в АТУ разработана Концепция развития полиязычного образования, направленная на создание непрерывной многоуровневой поэтапной полиязычной подготовки обучающихся бакалавриата, привлечены квалифицированные преподаватели с учеными степенями, имеющие опыт обучения и работы за рубежом, определены языковые компетенции ППС, ведущих занятия по базовым и профильным дисциплинам.

В целях адаптация образовательной системы к цифровому поколению при помощи активного и эффективного использования инновационных образовательных технологий, распространение инновационного педагогического опыта и обеспечение имиджа АТУ в национальном, европейском и мировом образовательном пространстве в 2019 года в АТУ создан Центр инновационных образовательных технологий (ЦИОТ) в рамках международного проекта «Модернизация высшего образования в Центральной Азии через новые технологии (HiEdTec)». Для распространения результатов проекта на другие вузы разработана и утверждена «Концепция адаптации образования к цифровому поколению». Концепция рекомендована Министерством образования и науки РК для использования высшими учебными заведениями как руководство по цифровой трансформации образования. Концепция разработана на английском, казахском и русском языках и будет передана каждому университету Республики Казахстан.

Разработан и запущен сайт ЦИОТ https://ciet.atu.kz/. Оборудованы классы активного обучения. На образовательной платформе АТУ размещены онлайн курсы ППС с применением интерактивных и цифровых технологий.

В настоящее время контингент обучающихся в АТУ составляет 7165 человек, в том числе 6790 бакалавров, 291 магистрантов, 84 докторантов. В 2018-2019 учебном году количество выпускников составило 1186, 1253, из них было трудоустроено 865 человек, что составило 69,0%.

Контингент ППС университета представлен докторами наук – 50 человек, докторами PhD – 49, кандидатами наук – 136, магистрами – 170. В число ППС входят 2 академика и 2 член-корреспондента НАН РК, 12 академиков и 2 члена-корреспондента других академий, Число обладателей государственного гранта «Лучший преподаватель вуза»: 2017 г.- 3. 2018 г.- 3.2019 г. - 4. Доля ППС с учеными степенями и званиями– 55,0%.

В АТУ успешно реализуется программа МОН РК по приглашению ведущих зарубежных ученых для чтения лекций и консультаций для обучающихся в магистратуре и докторантуре PhD. Так, в 2018-2019 учебном году 53 профессора из вузов России, Великобритании, Германии, Австрии, Белоруссии и Болгарии посетили АТУ для проведения лекций, семинаров, мастер-классов и консультаций по актуальным вопросам отраслей пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности и индустрии гостеприимства по программе МОН РК «Гостевые лекции».

Данные по повышению квалификации ППС за последние годы говорят о том, что в университете этому аспекту деятельности уделяется достаточное внимание и из года в год количество преподавателей, прошедших повышение квалификации растет: 2016-2017 уч. год – 336 (80,4 %), 2017-2018 уч. год – 405 (84,9 %), 2018-2019 уч. год – 411 (84,9 %). В АТУ также уделяется большое внимание обмену опытом работы ППС в учебных заведениях зарубежных стран, заключению и реализации договоров для продолжения совместных работ в области науки и техники. За последние три года 121 профессоров и преподавателей АТУ прошли международную стажировку в Болгарии, Австрии, Швейцарии, Польше, Чехии, Италии, Венгрии, Турции, Испании, Черногории, Корее, Индии, ОАЭ, Китае, Италии, Германии и в странах ближнего зарубежья.

Научно-исследовательская деятельность университета направлена на разработку конкурентоспособных научных разработок, содействие в реализации индустриально-инновационной стратегии страны, повышение качества высшего образования через инновации и внедрения результатов научных исследований и новых технологий.

Необходимо отметить, что в университете работают более 60% казахстанских докторов наук и 45% кандидатов наук и PhD в области пищевой и легкой промышленности, что подчеркивает мощный научный потенциал и ведущие позиции университета среди вузов Республики. Признанием лидерства университета в этом направлении является создание в университете приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии РК в 2008 году Технического комитета по стандартизации № 67«Технологии и пищевые продукты нового поколения», который является полноправным членом Международного технического комитета ИСО ТК 34"Пищевые продукты".

В АТУ успешно функционируют Диссертационные советы по защите докторских диссертаций на присуждение степени доктора философии (PhD) по направлениям наук «Технология пищевой промышленности» и «Технология легкой и перерабатывающей промышленности».

Расширение фундаментальных и прикладных работ, их всемерная поддержка и стимулирование составляют одно из основных направлений научной политики университета, ориентированной на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения, имеющих приоритетное значение для региона и государства.

Формирование научных направлений исследований в университете ведется в соответствии с государственной стратегией индустриально-инновационного развитиястраны. В университете определено 7 основных направлений научных исследований:

1. Прогрессивные техника и технологии переработки сырья для производства экологически безопасных продуктов питания;

2. Биотехнология и наноматериалы в агропромышленном комплексе;

3. Ресурсосберегающие безопасные технологии текстиля для производства изделий легкой промышленности;

4. Дизайн-концепции и методы проектирования изделий легкой промышленности;

5. Инфокоммуникационное управление технологическими процессами;

6.Устойчивое развитие внутреннего туризма;

7. Инновационные механизмы управления экономикой предприятий пищевой, легкой промышленности и индустрии гостеприимства.

Согласно Планам международных и республиканских научных и научно- технических мероприятий ежегодно в АТУ проводятся 4 международные и 1 республиканская с международным участием научно-практические конференции:

– Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие пищевой, легкой промышленности и индустрии гостеприимства»;

-VIII Международная научно-техническая конференция «Казахстан Холод 2019»;

Учеными университета на протяжении последних лет ведутся научно-исследовательские работы прикладного характера по переработке лубяных волокон, разработке технологий получения нетканых строительных материалов на их основе, по совершенствованию оборудования для производства длинных лубяных волокон. В рамках сотрудничества и совместной деятельности между АТУ и научно-производственным союзом Sachsen-Leinene.V. (Германия) была проведена совместная I Международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие производства новых волокон и текстильных изделий», большой интерес к которой проявили участники из Германии, России, Узбекистана и Кыргызстана.

В 2019 году совместно с Башкирским аграрным университетом (г. Уфа) и Саратовским государственным аграрным университетом была проведена международная научно-практическая конференцию «Продукты питания: производство, безопасность, качество».

За период 2015-2019 гг. в университете было реализовано 59 финансируемых проектов (с учетом переходящих НИР), из которых 1в рамках Проекта «Стимулирование продуктивных инноваций» поддерживаемого Всемирным Банком и Правительством РК.

Помимо этого, исследования проводились по 242 инициативным темам в соответствии с индивидуальными планами работ преподавателей.

Общий объем финансирования за последние 5 лет по указанным проектам и программам составил 375 935 700 тенге.

Основными ориентирами для оценки качества исследований является публикация их результатов в международных журналах, индексирующихся в базах данных ClarivateAnalytics и Scopus. В 2019 году учеными университета было опубликовано 307 статей в журналах, входящих в упомянутые рейтинговые базы данных (29 - в БД ClarivateAnalytics (ThomsonReuters), 89–в Scopus, 189 - РИНЦ).

Для оценки аналитическими и рейтинговыми агентствами публикационной активности отдельно взятой организации анализируются их профили на информационных платформах. В настоящее время на платформах Scopus и WebofScience в профайле представлено 363 публикации 397 авторов, преимущественно по следующим отраслям науки: Engineering; MateialScience; Business, ManagementandAccouning.

Работу над созданием профайла университета в базе данных WebofScience компании ClarivateAnalyics ведет в настоящее время Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ) совместно с Управлением науки.

В 2019 году учеными университета было опубликовано 198 статей, представленных в РИНЦ.

Индекс Хирша (h-index) относится к основным наукометрическим показателям. В университете количество ученых с индексом Хирша составляет- 124.

Количество полученных охранных документов на научные разработки ученых и специалистов АТУ в 2019 г. составило 38 ед.

В университете с 2012 года издается научный журнал «Вестник Алматинского технологического университета», который входит в Перечень научных изданий для публикаций основных результатов диссертаций по техническим наукам. Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий (ЮНЕСКО, г. Париж, Франция) с присвоением международного номера ISSN 2304-568Х. «Вестник АТУ» входит в перечень журналов Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Международные связи развиваются в рамках более чем 149 договоров и соглашений с ведущими вузами и научно-образовательными центрами. Университет реализует политику активного вовлечения профессорско- преподавательского состава, сотрудников и обучающихся в международные проекты и программы для реализации совместных научных и образовательных программ с университетами дальнего и ближнего зарубежья и является активным участником международных программ и инициатив Евросоюза: Темпус, ЭрасмусМундус, FP7, DAAD, БОЛАШАК, IAESTE, в рамках которых за последние пять лет более 120 студентов бакалавриата и магистратуры АТУ обучались и проходили практику за рубежом, а свыше 70 зарубежных студентов прошли летние курсы в АТУ.

С целью расширения международного обмена опытом, информацией и идеями в университете ежегодно проводятся научно-практические и научно- методические конференции, семинары, выставки, конкурсы. За последние 5 лет на базе университета было проведено более 30 научно-практических и научно-методических конференций, тренинг-семинаров, круглых столов различного уровня.

Воспитательная работа. Приоритетными направлениями воспитательной работы в университете являются: воспитание патриотизма, формирование общей политической и правовой культуры, развитие общественно-политической активности, повышение уровня гражданского участия и лидерских навыков, духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, поддержка талантливой молодежи. Воспитательная работа на факультетах координируется заместителями деканов факультетов по учебно- воспитательной работе и эдвайзерами. На факультетах организована деятельность информационно-пропагандистских групп, проводятся круглые столы, конференции, посвященные Посланиям Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. Студенты университета являются активными участниками общественно-политической жизни южного региона страны. В воспитательном процессе применяется самый широкий спектр форм и методов работы: индивидуальные беседы эдвайзеров-кураторов, кураторские часы, дни кафедр в общежитиях, встречи с выдающимися представителями науки, культуры и спорта, коллективное посещение музеев и театров, вовлечение молодежи в различные клубы, кружки и секции по интересам. В результате проведенных плановых комплексных мероприятий обучающиеся Алматинского технологического университета занимают лидирующие позиции в культурно-массовой и спортивной жизни города.

В университете созданы все условия для всестороннего развития личности студента, формирования активной жизненной позиции и

реализации интеллектуальных и лидерских способностей, непрерывного развития творческих способностей студентов, приобщения их к достижениям отечественной и мировой культуры; воспитание интеллигентности; установление культа нравственности, высокого художественного вкуса; формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм.

На данный момент в работе общественных организаций принимает участие 4% от общего количества обучающихся.

Организована и действует система поощрения студентов и сотрудников за достижения в разных сферах деятельности, проводятся мероприятия по поддержанию корпоративной культуры. Ежегодно отличникам учебы и студентам из малообеспеченных семей присуждаются гранты ректора АТУ.

Материально-техническая база. Университет располагает современными ресурсами, их содержание обеспечивает условия, необходимые для предоставления качественных образовательных услуг. На балансе университета имеется 3 учебно-лабораторных корпуса общей площадью 37805,3 кв.м., площадь объектов физкультуры и спорта - 4211,26м2.

Иногородние студенты обеспечены местами в 5-и студенческих общежитиях, общей площадью 24 704,2 кв.м., в общежитиях имеются жилые секции, оборудованные санузлом и мойкой, душевые, прачечные, бытовые комнаты, оборудованные электроплитами, комнаты отдыха с телевизорами и компьютерами с возможностью доступа к сети Интернет.

Также имеется музей истории Университета, редакционно-издательский отдел с современным оборудованием.

Функционируют образовательный и дистанционные порталы, содержащие учебно-методическую и учебно-административную информацию для обучающихся и преподавателей.

Нацеленность университета на информатизацию образования обусловила стратегию развития Научной библиотеки, которая, располагая традиционными читальными залами (5 ед.), абонементами выдачи литературы (3 ед.), Центрами электронных ресурсов (2 ед.), электронными каталогами, книгохранилищами, обеспечивает информационную поддержку учебно-воспитательного процесса и научных исследований.

Сегодня общая площадь библиотеки составляет (1780,9 кв.м.), число посадочных мест (550 ед.), объем книжного фонда (930 000 экз).

Ежегодно библиотека регистрирует более 400 тысяч посещений, выдает до 900 000 экземпляров книг, журналов, газет. Выписывается более 250 названий казахстанских и российских периодических изданий.

В библиотеке генерируются собственные электронные ресурсы и интегрируются лицензионные внешние ресурсы в «Единый каталог» на основе автоматизированной библиотечной системы «MARK-SQL» (172 361 записей), такиекак EBSCO-США, ZNANIUM-Москва, ЛАНЬ-Санкт-Петербург, ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-Саратов, ИД «GREBENNIKON» -Москва, РМЭБ, РНТБ, РГП на ПХВ Ғылым Ордасы - Казахстан и проводятся на постоянной основе обучающиеся семинар-тренинги по методике поиска в электронных информационных ресурсах Базы данных обеспечивают пользователям возможность работы в своем личном кабинете из любой точки, в том числе и из мобильных устройств.см. http://library.atu.kz.

Библиотека имеет 95 компьютеров, подключенных к Интернет, 2 сканера (планетарные книжные сканеры), 2 экранные подвесные проекторы, оборудование для штрихкодирования и др.

Библиотека постоянно находится в поиске новых технологий и методов работы, направленных в помощь учебному процессу, образованию студентов. Мероприятия «Дни кафедры в Научной библиотеке», «Спроси библиотекаря» эффективно работают на улучшение взаимодействий между учебными подразделениями вуза и Научной библиотекой, актуальность заключается в освещении новых технологий, применяемых в НБ АТУ, предоставлении сведений о ресурсных новинках библиотеки и различных услугах.

 

В настоящее время университет осуществляет переход от модели классического университета к модели Smart-университета. Основой такого перехода стали работы по созданию единого образовательного пространства университета на базе цифровых технологий. На базе волоконно-оптической сети спроектирована и построена защищенная корпоративная сеть, позволившая объединить весь компьютерный парк, все рабочие места и всех сотрудников и студентов университета. Проектирование сети осуществлено с учетом возможности ее дальнейшего масштабирования и модернизации. Идет наладка и модернизация системы контроля, управления доступом и видеонаблюдения. Формирование данной системы является первым шагом к развертыванию системы «Умная инфраструктура».

Внедрена и запущена в эксплуатацию система электронного документооборота, что позволило повысить эффективность бизнес- процессов: сократилось количество передвижений сотрудников между корпусами, повысилась прозрачность работы с документами, ускорилась технология документооборота.

Связь с регионом. Сфера присутствия АТУ распространяется на все регионы Республики Казахстан. Потребителями вуза являются все отрасли экономики и социальной сферы области, для которых университет готовит специалистов. Вуз является основным «поставщиком» кадров для предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой отраслей промышленности, а также индустрии гостеприимства.

К внешним вызовам, которые вуз учитывает при определении стратегии развития, относятся также задачи развития региона. В региональной и мировой экономике Алматинская область позиционируется как международный финансовый, туристический спортивный центр, центр транспортно-логистических и торгово-сервисных услуг национального, а впоследствии международного значения. К основным задачам региона, соотносимым с задачами в сфере профессионального образования, относятся: совершенствование подготовки специалистов с высшим и средне профессиональным образованием, развитие прикладных научно-исследовательских и проектных разработок в данном секторе промышленности, обеспечение социального партнерства между бизнесом, государством и образованием в процессе адаптации населения к требованиям экономики, сертификация и аккредитация функционирующих на территории области высших учебных заведений в соответствующих профильных международныхассоциациях учебных заведений.

Преподаватели и сотрудники вуза принимают активное участие в жизни общества, в развитии культуры и науки города, области и региона. К основнымформамтакогоучастияотносятся:

  • участие ППС в областных и региональных комиссиях в разных областях образования, промышленности и экономики;
  • оказание консультативной помощи организациям и производствам;
  • организация и участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях разного масштаба;
  • освещение деятельности университета в средствах массовой информации области и республики;
  • участие в деятельности общества по охране окружающей среды;

− культурная и просветительная работа творческих коллективов университета.

  • Трансформация вуза в исследовательский университет. Процесс трансформации АТУ в исследовательский университет предусматривает внедрение новой модели обучения, предусматривающей генерацию знаний, проведение широкого спектра исследований, эффективную систему подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики, отлаженную систему коммерциализации научных результатов. Формирование современной инновационной структуры является одним из важнейших направлений университета сегодня, которое позволит вузу достичь статуса исследовательского университета. Университет обладает достаточным потенциалом для перехода на статус исследовательского.