Кафедра «Химия, химическая технология и экология»

 

Заведующий кафедрой: Сулейменова Мария Шаяхметовна
Образование:высшее (Казахский государственный университет имени С.М. Кирова, химический факультет, 1985г.), кандидат химических наук (ВАК СССР, г.Москва, Институт органической химии им.Н.Д.Зелинского, 1991г.), доцент (ВАК РК, 1997г.), профессор АТУ(2016 г.).
Квалификация:преподаватель химии.
Научно-педагогический стаж: более 30 лет

 

Достижения: обладателель звания МОН РК «Лучший преподаватель вуза-2014», нагрудный знак МОН РК «Почетный работник образования Республики Казахстан» (2017г.), «Лучший преподаватель АТУ» по результатам голосования студентов в социальной сети «Вконтакте» на сайте «ATU-Line» (2015 г.), Грамота Алматинской городской организацией профсоюза работников образования и науки «Парасат», акимата Алмалинского района г.Алматы, Почетные Грамоты МОН РК, благодарности от ректората АТУ, автор более 200 научно-педагогических работ.
Участие в финансируемых научных проектах:
- Разработка научных основ и технологии синтеза биологически активных веществ и их использование в создании продуктов питания лечебно-профилактического назначения.
- Разработка инновационных технологий и катализаторов селективного гидрирования полупродуктов синтеза витаминов «А» и «Е» и их использование в пищевой промышленности.
- Методы агромелиорации для решения проблем плотности почвы и ее плодородия при производстве хлопка на орошаемых сероземных почвах.
- Мониторинг и оптимизация экологической безопасности пищевых продуктов на основе инновационных нанотехнологий.
Научные стажировки:
- Чешская Республика, Прага: Пражский университет химии и технологии.
- Италия, Милан: Миланский университет.
- Кыргызская Республика, Бишкек: Научно-исследовательский химико-технологический институт при Кыргызском го-сударственном техническом университете им. И. Раззакова.
- Китайская Народная Республика, г. Урумчи: Синьцзянский институт экологии и географии.
- Российская Федерация, г. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, научно-исследовательский институт «Биотехнология и сертификация пищевой продукции».
- Российская Федерация, г. Москва: «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН.
e-mail: s.mariyash@mail.ru, m.suleimenova@atu.kz
тел: 8(727) 3967133,вн. 137

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Кафедра ХХТиЭосуществляет подготовку специалистов по следующим образовательным программам:

  • 5В060800 «Экология»(траектории обучения: экологический мониторинг; экологический менеджмент)
  • 5В072100 «Химическая технология органических веществ» (траекторииобучения: химическая технология органического и нефтехимического производства; химическая технология производства и переработки полимеров)
  • 6М072100 «Химическая технология органических веществ» (траектории обучения: химическая технология органического и нефтехимического производства; химическая технология производства и переработки полимеров)
  • Все образовательные программы имеют:высокий уровень ресурсного обеспечения реализации миссии, целей и задач;наличие образовательного, научного и социально-культурного потенциала;компетентностный подход к выработке навыков и умений. Разработана система оценки эффективности целей образовательных программ с участием ППС, обучающихся и работодателей. В университете функционирует система менеджмента качества (СМК), которая дает возможность проводить мониторинг образовательных услуг.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - 5В060800 «ЭКОЛОГИЯ»

    Миссия АТУ в области подготовки бакалавров ОП 5В060800 «Экология» направлена на обеспечение условий профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, усиление интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами.
    Миссия, стратегический план, цели и задачи АТУ ежегодно подвергаются корректировке и уточнению с учетом принимаемых новых программных документов и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана (Стратегический план развития АТУ. Протокол № 9 от 29.04.17 года). Информация размещена на сайте университета (www.atu.kz.).

    Цели ОП 5В060800 «Экология» – подготовка высококвалифициро-ванных экологов, эффективно внедряющих экологический менеджмент и мониторинг в производственные предприятия с учетом природоохранных мероприятий,с глубокими профессиональными и социальными компетен-циями, востребованных практически во всех отраслях промышленности, умеющих ориентироваться в условиях рыночной экономики и конкурентноспособных в международном пространстве.

    Цели ОП 5В060800 «Экология» полностью соответствуют миссии, стратегии и политики в области обеспечения качества подготовки ОП АТУ и удовлетворению потребностей обучающихся на получение актуальной квалификации и компетенций.
    Информационно-образовательные ресурсы вуза объединены в Информационно-программный комплекс (ИПК), которая объединяет ряд взаимоинтегрированных платформ для реализации различных процессов. Одним из главных предназначений ИПК является информатизация образовательной деятельности. Базы данных ИПК содержат информацию об обучающихся и их образовательной деятельности, начиная с момента подачи документов в приемную комиссию, формирования приказа на зачисление и до прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) и получения диплома об образовании.

    План развития ОП 5В060800 «Экология» ежегодно актуализируется и утверждается на заседании НМК ФПП.
    В настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, все активнее взаимодействует с учебными заведениями, участвует как в формировании учебного плана, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. В АТУ функционирует Попечительский совет - структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Ежегодно проводятся заседания круглого стола по формированию РУПа с участием работадателей. За отчетный период работадателями совместно со студентами предложены восемь новых дисциплин и внесены корректировки по структуре и содержанию пяти профильных дисциплин, связанных с реальными потребностями предприятий. Утвержденные РУПы размещаются на портале univer.atu.kz.
    Подготовка специалистов ОП 5В060800 «Экология» осуществляется по двум траекториям обучения: экологический мониторинг и экологический менеджмент. Траектории обучения по ОП 5В060800 «Экология» в АТУ выбраны с учетом развития экономики и потребностей рынка труда на региональном и республиканском уровнях. При формировании целей ОП учитываются также студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка.
    Выпускники ОП 5В060800 «Экология» должны быть:
    - всесторонне развитой личностью в интеллектуальном, культурном и нравственном отношениях, обладающей естественно-научными, социально-гуманитарными и общепрофессиональными знаниями, необходимыми для будущей профессии;
    - способны ориентироваться и анализировать современные тенденции развития прикладной экологии,динамики экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием и природными катастрофами, управления природопользованием и охраной окружающей среды, формирования экологической культуры и политики;
    - приобрести практические навыки проведения мониторинга и менеджмента на предприятиях в области рационального природопользования и охраны окружающей среды;
    - способны использовать современные информационные ресурсы, методы математического планирования и системы автоматизированного проектиро-вания в решении поставленных производственных задач;
    - иметь навыки работы и общения в коллективе, производственной и этической ответственности.

    Таким образом, цели ОП 5В060800 «Экология» направлены на выработку компетенций и практических навыков, необходимых дляуспешной работы в избранной сфере деятельности, обладание универ-сальными и предметно-специализированными знаниями и личностными качествами, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
    В АТУ существует утвержденная процедура принятия политики в области обеспечения качества, которая учитывает соответствие ОП 5В060800 «Экология» нормативным требованиям, принятым на национальном уровне и требованиям приказа МОН РК № 604 от 31.10.18г. «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования со
    ответствующих уровней образования» и ТУПл (приказ МОН РК № 425 от 05.07.2016 г., размещен на образовательном портале университета univer.atu.kz.). Учебный компонент образовательных программ ОП 5В060800 «Экология» состоит из дисциплин обязательного компонента (ОК) и компонента по выбору (КВ), сформированных в соответствии с направлением специальности подготовки. Соответствующие объемы кредитов дисциплин ОК и КВ определяются вузом на основании ГОСО. Дисциплины ОК обеспечены ТУП, утвержденными МОН РК.
    В обсуждении политики обеспечения качества ОП 5В060800 «Экология» активное участие принимают ППС, студенты и организационно-управленческие подразделения: УкиА, УПРиМ, УМУ, ОР, ИПКиПК, УМОиАМ, УИТ, отдел молодежной политики и центр карьеры.
    Особая роль принадлежит эдвайзер-куратору - преподавателю, выполняющему функции академического наставника студентов при выборе траектории обучения, формировании ИУПа и реализующий государственную молодежную политику в вузе (www.atu.kz).
    В организации и планировании учебного процесса, контроля качества знаний обучающихся, учета движения контингента обучающихся и подготовки статистической отчетности выполняет ОР.
    В поддержке политики обеспечения качества ОП оказывает отдел молодежной политики, активно участвуя в вопросах организации обучения, быта, досуга, социальной поддержки студенческой молодежи.

    Участие внешних заинтересованных сторон в реализации политики обеспечения качества ОП осуществляется через процедуры внешней оценки органов (госаттестация, лицензирование), неправительственных и независи-мых органов (аккредитация, рейтинг),активное взаимодействие с организа-циями – базами практик, привлечение работодателей к разработке учебных программ, работе в аттестационных комиссиях.
    Механизмы функционирования системы обеспечения качества подготовки, созданной в АТУ, включают мониторинг ОП; обеспечение компетентности ППС; регулярное проведение внутреннего аудита по согласованным критериям; учет и анализ мнений работодателей.
    Актуализация ОП проводится по результатам мониторинга и периоди-ческого рецензирования ОП, регулярного проведения самооценки по согласованным критериям для оценки деятельности университета; системы внешней оценки качества реализации ОП (учета и анализа мнений работо-дателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).
    Все субъекты внешней оценки качества реализации ОП активно привлекаются в разработке РУП, КЭД, работе ГАК и ГЭК, выполнении дипломных работ, проведении НИРС, расширении баз практики и баз для дуального обучения.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - 5В072100 «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
    Миссия АТУ в области подготовки бакалавров ОП 5В072100 ХТОВ направлена на обеспечение условий профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для химической промышленности, усиление интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами.
    Миссия, стратегический план, цели и задачи АТУ ежегодно подвергаются корректировке и уточнению с учетом принимаемых новых программных документов и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана (Стратегический план развития АТУ. Протокол № 9 от 29.04.17 года). Информация размещена на сайте университета (www.atu.kz.).
    Цели ОП 5В072100 ХТОВ – подготовка высококвалифицированных химиков-технологов с глубокими профессиональными и социальными компетенциями, востребованных практически во всех отраслях промыш-ленности, умеющих ориентироваться в условиях рыночной экономики и конкурентноспособных в международном пространстве.
    Цели ОП 5В072100 ХТОВ полностью соответствуют миссии, стратегии и политики в области обеспечения качества подготовки ОП АТУ и удовлетворению потребностей обучающихся на получение актуальной квалификации и компетенций.
    Информационно-образовательные ресурсы вуза объединены в Информационно-программный комплекс (ИПК), которая объединяет ряд взаимоинтегрированных платформ для реализации различных процессов. Одним из главных предназначений ИПК является информатизация образовательной деятельности. Базы данных ИПК содержат информацию об обучающихся и их образовательной деятельности, начиная с момента подачи документов в приемную комиссию, формирования приказа на зачисление и до прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) и получения диплома об образовании. План развития ОП ХТОВ ежегодно актуализируется и утверждается на заседании НМК ФПП.
    В настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, все активнее взаимодействет с учебными заведениями, участвует как в формировании учебного плана, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. В АТУ функционирует Попечительский совет - структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Ежегодно проводятся заседания круглого стола по формированию РУПа с участием работодателей. За отчетный период работодателями предложены шесть новых дисциплин и внесены корректировки по структуре и содержанию пяти профильных дисциплин, связанных с реальными потребностями предприятий. Утвержденные РУПы размещаются на портале univer.atu.kz.

    Подготовка специалистов ОП 5В072100 ХТОВ осуществляется по двум траекториям обучения:
    - химическая технология органического и нефтехимического производства;
    - химическая технология производства и переработки полимеров.
    Траектории обучения по ОП 5В072100 ХТОВ в АТУ выбраны с учетом развития экономики и потребностей рынка труда на региональном и республиканском уровнях.
    При формировании целей ОП учитываются также студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка.
    Выпускники ОП 5В072100 ХТОВ должны быть:
    - всесторонне развитой личностью в интеллектуальном, культурном и нравственном отношениях, обладающей естественно-научными, социально-гуманитарными и общепрофессиональными знаниями, необходимыми для будущей профессии;
    - способны ориентироваться и анализировать современные тенденции развития химической технологии органического и нефтехимического производства в целом; - приобрести практические навыки решения инженерно-технологических задач и проведения научно-исследовательской работы в области органического и нефтехимического производства, а также производства и переработки полимеров;
    - способны использовать современные информационные ресурсы, методы математического планирования и системы автоматизированного проектирования в решении поставленных производственных задач;
    - иметь навыки работы и общения в коллективе, производственной и этической ответственности.

    Заведующий кафедрой: Сулейменова Мария Шаяхметовна Образование:высшее (Казахский государственный университет имени С.М. Кирова, химический факультет, 1985г.), кандидат химических наук (ВАК СССР, г.Москва, Институт органической химии им.Н.Д.Зелинского, 1991г.), доцент (ВАК РК, 1997г.), профессор АТУ(2016 г.). Квалификация:преподаватель химии. Научно-педагогический стаж: более 30 лет.

    Достижения: обладателель звания МОН РК «Лучший преподаватель вуза-2014», нагрудный знак МОН РК «Почетный работник образования Республики Казахстан» (2017г.), «Лучший преподаватель АТУ» по результатам голосования студентов в социальной сети «Вконтакте» на сайте «ATU-Line» (2015 г.), Грамота Алматинской городской организацией профсоюза работников образования и науки «Парасат», акимата Алмалинского района г.Алматы, Почетные Грамоты МОН РК, благодарности от ректората АТУ, автор более 200 научно-педагогических работ.
    Участие в финансируемых научных проектах:
    - Разработка научных основ и технологии синтеза биологически активных веществ и их использование в создании продуктов питания лечебно-профилактического назначения.
    - Разработка инновационных технологий и катализаторов селективного гидрирования полупродуктов синтеза витаминов «А» и «Е» и их использование в пищевой промышленности.
    - Методы агромелиорации для решения проблем плотности почвы и ее плодородия при производстве хлопка на орошаемых сероземных почвах.
    - Мониторинг и оптимизация экологической безопасности пищевых продуктов на основе инновационных нанотехнологий.
    Научные стажировки:
    - Чешская Республика, Прага: Пражский университет химии и технологии.
    - Италия, Милан: Миланский университет.
    - Кыргызская Республика, Бишкек: Научно-исследовательский химико-технологический институт при Кыргызском государственном техническом университете им. И. Раззакова.
    - Китайская Народная Республика, г. Урумчи: Синьцзянский институт экологии и географии.
    - Российская Федерация, г. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, научно-исследовательский институт «Биотехнология и сертификация пищевой продукции».
    - Российская Федерация, г. Москва: «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН.
    e-mail: s.mariyash@mail.ru, m.suleimenova@atu.kz
    тел: 8(727) 3967133,вн. 137

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

    Кафедра ХХТиЭосуществляет подготовку специалистов по следующим образовательным программам:

  • 5В060800 «Экология»(траектории обучения: экологический мониторинг; экологический менеджмент)
  • 5В072100 «Химическая технология органических веществ» (траекторииобучения: химическая технология органического и нефтехимического производства; химическая технология производства и переработки полимеров)
  • 6М072100 «Химическая технология органических веществ» (траектории обучения: химическая технология органического и нефтехимического производства; химическая технология производства и переработки полимеров)
  • Все образовательные программы имеют:высокий уровень ресурсного обеспечения реализации миссии, целей и задач;наличие образовательного, научного и социально-культурного потенциала;компетентностный подход к выработке навыков и умений. Разработана система оценки эффективности целей образовательных программ с участием ППС, обучающихся и работодателей. В университете функционирует система менеджмента качества (СМК), которая дает возможность проводить мониторинг образовательных услуг.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - 5В060800 «ЭКОЛОГИЯ»

    Миссия АТУ в области подготовки бакалавров ОП 5В060800 «Экология» направлена на обеспечение условий профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, усиление интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами.
    Миссия, стратегический план, цели и задачи АТУ ежегодно подвергаются корректировке и уточнению с учетом принимаемых новых программных документов и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана (Стратегический план развития АТУ. Протокол № 9 от 29.04.17 года). Информация размещена на сайте университета (www.atu.kz.).
    Цели ОП 5В060800 «Экология» – подготовка высококвалифициро-ванных экологов, эффективно внедряющих экологический менеджмент и мониторинг в производственные предприятия с учетом природоохранных мероприятий,с глубокими профессиональными и социальными компетен-циями, востребованных практически во всех отраслях промышленности, умеющих ориентироваться в условиях рыночной экономики и конкурентноспособных в международном пространстве.
    Цели ОП 5В060800 «Экология» полностью соответствуют миссии, стратегии и политики в области обеспечения качества подготовки ОП АТУ и удовлетворению потребностей обучающихся на получение актуальной квалификации и компетенций.
    Информационно-образовательные ресурсы вуза объединены в Информационно-программный комплекс (ИПК), которая объединяет ряд взаимоинтегрированных платформ для реализации различных процессов. Одним из главных предназначений ИПК является информатизация образовательной деятельности. Базы данных ИПК содержат информацию об обучающихся и их образовательной деятельности, начиная с момента подачи документов в приемную комиссию, формирования приказа на зачисление и до прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) и получения диплома об образовании.
    План развития ОП 5В060800 «Экология» ежегодно актуализируется и утверждается на заседании НМК ФПП.
    В настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, все активнее взаимодействует с учебными заведениями, участвует как в формировании учебного плана, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. В АТУ функционирует Попечительский совет - структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Ежегодно проводятся заседания круглого стола по формированию РУПа с участием работадателей. За отчетный период работадателями совместно со студентами предложены восемь новых дисциплин и внесены корректировки по структуре и содержанию пяти профильных дисциплин, связанных с реальными потребностями предприятий. Утвержденные РУПы размещаются на портале univer.atu.kz.
    Подготовка специалистов ОП 5В060800 «Экология» осуществляется по двум траекториям обучения: экологический мониторинг и экологический менеджмент. Траектории обучения по ОП 5В060800 «Экология» в АТУ выбраны с учетом развития экономики и потребностей рынка труда на региональном и республиканском уровнях. При формировании целей ОП учитываются также студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка.
    Выпускники ОП 5В060800 «Экология» должны быть:
    - всесторонне развитой личностью в интеллектуальном, культурном и нравственном отношениях, обладающей естественно-научными, социально-гуманитарными и общепрофессиональными знаниями, необходимыми для будущей профессии;
    - способны ориентироваться и анализировать современные тенденции развития прикладной экологии,динамики экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием и природными катастрофами, управления природопользованием и охраной окружающей среды, формирования экологической культуры и политики;
    - приобрести практические навыки проведения мониторинга и менеджмента на предприятиях в области рационального природопользования и охраны окружающей среды;
    - способны использовать современные информационные ресурсы, методы математического планирования и системы автоматизированного проектиро-вания в решении поставленных производственных задач;
    - иметь навыки работы и общения в коллективе, производственной и этической ответственности.

    Таким образом, цели ОП 5В060800 «Экология» направлены на выработку компетенций и практических навыков, необходимых дляуспешной работы в избранной сфере деятельности, обладание универ-сальными и предметно-специализированными знаниями и личностными качествами, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
    В АТУ существует утвержденная процедура принятия политики в области обеспечения качества, которая учитывает соответствие ОП 5В060800 «Экология» нормативным требованиям, принятым на национальном уровне и требованиям приказа МОН РК № 604 от 31.10.18г. «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования со
    ответствующих уровней образования» и ТУПл (приказ МОН РК № 425 от 05.07.2016 г., размещен на образовательном портале университета univer.atu.kz.). Учебный компонент образовательных программ ОП 5В060800 «Экология» состоит из дисциплин обязательного компонента (ОК) и компонента по выбору (КВ), сформированных в соответствии с направлением специальности подготовки. Соответствующие объемы кредитов дисциплин ОК и КВ определяются вузом на основании ГОСО. Дисциплины ОК обеспечены ТУП, утвержденными МОН РК.
    В обсуждении политики обеспечения качества ОП 5В060800 «Экология» активное участие принимают ППС, студенты и организационно-управленческие подразделения: УкиА, УПРиМ, УМУ, ОР, ИПКиПК, УМОиАМ, УИТ, отдел молодежной политики и центр карьеры.
    Особая роль принадлежит эдвайзер-куратору - преподавателю, выполняющему функции академического наставника студентов при выборе траектории обучения, формировании ИУПа и реализующий государственную молодежную политику в вузе (www.atu.kz).
    В организации и планировании учебного процесса, контроля качества знаний обучающихся, учета движения контингента обучающихся и подготовки статистической отчетности выполняет ОР.
    В поддержке политики обеспечения качества ОП оказывает отдел молодежной политики, активно участвуя в вопросах организации обучения, быта, досуга, социальной поддержки студенческой молодежи.

    Участие внешних заинтересованных сторон в реализации политики обеспечения качества ОП осуществляется через процедуры внешней оценки органов (госаттестация, лицензирование), неправительственных и независи-мых органов (аккредитация, рейтинг),активное взаимодействие с организа-циями – базами практик, привлечение работодателей к разработке учебных программ, работе в аттестационных комиссиях.
    Механизмы функционирования системы обеспечения качества подготовки, созданной в АТУ, включают мониторинг ОП; обеспечение компетентности ППС; регулярное проведение внутреннего аудита по согласованным критериям; учет и анализ мнений работодателей.
    Актуализация ОП проводится по результатам мониторинга и периоди-ческого рецензирования ОП, регулярного проведения самооценки по согласованным критериям для оценки деятельности университета; системы внешней оценки качества реализации ОП (учета и анализа мнений работо-дателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).
    Все субъекты внешней оценки качества реализации ОП активно привлекаются в разработке РУП, КЭД, работе ГАК и ГЭК, выполнении дипломных работ, проведении НИРС, расширении баз практики и баз для дуального обучения.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - 5В072100 «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
    Миссия АТУ в области подготовки бакалавров ОП 5В072100 ХТОВ направлена на обеспечение условий профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для химической промышленности, усиление интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами.
    Миссия, стратегический план, цели и задачи АТУ ежегодно подвергаются корректировке и уточнению с учетом принимаемых новых программных документов и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана (Стратегический план развития АТУ. Протокол № 9 от 29.04.17 года). Информация размещена на сайте университета (www.atu.kz.).
    Цели ОП 5В072100 ХТОВ – подготовка высококвалифицированных химиков-технологов с глубокими профессиональными и социальными компетенциями, востребованных практически во всех отраслях промыш-ленности, умеющих ориентироваться в условиях рыночной экономики и конкурентноспособных в международном пространстве.
    Цели ОП 5В072100 ХТОВ полностью соответствуют миссии, стратегии и политики в области обеспечения качества подготовки ОП АТУ и удовлетворению потребностей обучающихся на получение актуальной квалификации и компетенций.
    Информационно-образовательные ресурсы вуза объединены в Информационно-программный комплекс (ИПК), которая объединяет ряд взаимоинтегрированных платформ для реализации различных процессов. Одним из главных предназначений ИПК является информатизация образовательной деятельности. Базы данных ИПК содержат информацию об обучающихся и их образовательной деятельности, начиная с момента подачи документов в приемную комиссию, формирования приказа на зачисление и до прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) и получения диплома об образовании. План развития ОП ХТОВ ежегодно актуализируется и утверждается на заседании НМК ФПП.
    В настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, все активнее взаимодействет с учебными заведениями, участвует как в формировании учебного плана, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. В АТУ функционирует Попечительский совет - структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Ежегодно проводятся заседания круглого стола по формированию РУПа с участием работодателей. За отчетный период работодателями предложены шесть новых дисциплин и внесены корректировки по структуре и содержанию пяти профильных дисциплин, связанных с реальными потребностями предприятий. Утвержденные РУПы размещаются на портале univer.atu.kz.

    Подготовка специалистов ОП 5В072100 ХТОВ осуществляется по двум траекториям обучения:
    - химическая технология органического и нефтехимического производства;
    - химическая технология производства и переработки полимеров.
    Траектории обучения по ОП 5В072100 ХТОВ в АТУ выбраны с учетом развития экономики и потребностей рынка труда на региональном и республиканском уровнях.
    При формировании целей ОП учитываются также студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка.
    Выпускники ОП 5В072100 ХТОВ должны быть:
    - всесторонне развитой личностью в интеллектуальном, культурном и нравственном отношениях, обладающей естественно-научными, социально-гуманитарными и общепрофессиональными знаниями, необходимыми для будущей профессии;
    - способны ориентироваться и анализировать современные тенденции развития химической технологии органического и нефтехимического производства в целом; - приобрести практические навыки решения инженерно-технологических задач и проведения научно-исследовательской работы в области органического и нефтехимического производства, а также производства и переработки полимеров;
    - способны использовать современные информационные ресурсы, методы математического планирования и системы автоматизированного проектирования в решении поставленных производственных задач;
    - иметь навыки работы и общения в коллективе, производственной и этической ответственности.

    Цели ОП 5В072100 ХТОВ направлены на выработку компетенций и практических навыков, необходимых дляуспешной работы в избранной сфере деятельности, обладание универсальными и предметно-специализированными знаниями и личностными качествами, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
    В АТУ существует утвержденная процедура принятия политики в области обеспечения качества, которая учитывает соответствие ОП5В072100ХТОВ нормативным требованиям, принятым на национальном уровне и требованиям приказа МОН РК № 604 от 31.10.18г. «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» и ТУПл (приказ МОН РК № 425 от 05.07.2016 г., размещен на образовательном портале университета univer.atu.kz.).
    Учебный компонент ОП 5В072100 ХТОВ состоит из дисциплин обязательного компонента (ОК) и компонента по выбору (КВ), сформированных в соответствии с направлением специальности подготовки. Соответствующие объемы кредитов дисциплин ОК и КВ определяются вузом на основании ГОСО. Дисциплины ОК обеспечены ТУП, утвержденными МОН РК.
    В обсуждении политики обеспечения качества ОП 5В072100 ХТОВ активное участие принимают ППС, студенты и организационноуправленческие подразделения: УкиА, УПРиМ, УМУ, ОР, ИПКиПК, УМОиАМ, УИТ, отдел молодежной политики и центр карьеры.
    Особая роль принадлежит эдвайзер-куратору - преподавателю, выполняющему функции академического наставника студентов при выборе траектории обучения, формировании ИУПа и реализующий государственную молодежную политику в вузе (www.atu.kz).
    В организации и планировании учебного процесса, контроля качества знаний обучающихся, учета движения контингента обучающихся и подготовки статистической отчетности выполняет ОР.
    В поддержке политики обеспечения качества ОП оказывает отдел молодежной политики, активно участвуя в вопросах организации обучения, быта, досуга, социальной поддержки студенческой молодежи.
    Участие внешних заинтересованных сторон в реализации политики обеспечения качества ОП осуществляется через процедуры внешней оценки органов (госаттестация, лицензирование), неправительственных и независимых органов (аккредитация, рейтинг), активное взаимодействие с организациями – базами практик, привлечение работодателей к разработке учебных программ, работе в аттестационных комиссиях.
    Механизмы функционирования системы обеспечения качества подготовки, созданной в АТУ, включают мониторинг ОП; обеспечение компетентности ППС; регулярное проведение внутреннего аудита по согласованным критериям; учет и анализ мнений работодателей.
    Актуализация ОП проводится по результатам мониторинга и периодического рецензирования ОП, регулярного проведения самооценки по согласованным критериям для оценки деятельности университета; системы внешней оценки качества реализации ОП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).
    Все субъекты внешней оценки качества реализации ОП активно привлекаются в разработке РУП, КЭД, работе ГАК и ГЭК, выполнении дипломных работ, проведении НИРС, расширении баз практики и баз для дуального обучения.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –6М072100 «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

    Миссия АТУв области подготовки бакалавров ОП 6М072100 ХТОВ направлена на обеспечение условий профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для химической промышленности, усиление интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством, приведение в соответствие с международными образовательными стандартами.
    Миссия, стратегический план, цели и задачи АТУ ежегодно подвергаются корректировке и уточнению с учетом принимаемых новых программных документов и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана (Стратегический план развития АТУ. Протокол № 9 от 29.04.17 года). Информация размещена на сайте университета (www.atu.kz.).
    Цели ОП 6М072100 ХТОВ – подготовка высококвалифицированных химиков-технологов, эффективно внедряющих достижения химической технологии производства и переработки органических веществ, с глубокими профессиональными и социальными компетенциями, востребованных практически во всех отраслях промышленности, умеющих ориентироваться в условиях рыночной экономики и конкурентно-способных в международном пространстве.
    Цели ОП 6М072100 ХТОВ полностью соответствуют миссии, стратегии и политики в области обеспечения качества подготовки ОП АТУ и удовлетворению потребностей обучающихся на получение актуальной квалификации и компетенций. Информационно-образовательные ресурсы вуза объединены в Информационно-программный комплекс (ИПК), которая объединяет ряд взаимоинтегрированных платформ для реализации различных процессов. Одним из главных предназначений ИПК является информатизация образовательной деятельности. Базы данных ИПК содержат информацию об обучающихся и их образовательной деятельности, начиная с момента подачи документов в приемную комиссию, формирования приказа на зачисление и до прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) и получения диплома об образовании. План развития ОП 6М072100 ХТОВ ежегодно актуализируется и утверждается на заседании НМК ФПП.
    В настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, все активнее взаимодействет с учебными заведениями, участвует как в формировании учебного плана, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. В АТУ функционирует Попечительский совет - структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Ежегодно проводятся заседания круглого стола по формированию РУПа с участием работадателей. За отчетный период работадателями совместно с магистрантами предложены четыре новых дисциплин и внесены корректировки по структуре и содержанию двух профильных дисциплин, связанных с реальными потребностями предприятий. Утвержденные РУПы размещаются на портале univer.atu.kz.

    Подготовка специалистов ОП 6М072100 ХТОВ осуществляется по двум траекториям обучения:
    - химическая технология органического и нефтехимического производства;
    - химическая технология производства и переработки полимеров.

    Траектории обучения по ОП 6М072100 ХТОВ в АТУ выбраны с учетом развития экономики и потребностей рынка труда на региональном и республиканском уровнях.
    При формировании целей ОП 6М072100 ХТОВ учитываются также магистроцентрированное обучение, преподавание и оценка:
    - развитие личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам данного профиля;
    - достижение высокого качества образования за счет углубления теорети-ческой и практической индивидуальной подготовки магистрантов в области химической технологии органических веществ и педагогической деятельности, устойчивое освоение наиболее важных знаний, обеспечивающих целостное восприятие научной картины мира;
    - выработка способности к самосовершенствованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения новыми знаниями в течение всей их активной жизнедеятельности;
    - подготовка выпускника, компетентного в производственно-управленческой, проектно-конструкторской, организационно-технологической и научно-педагогической областях на основе современных обучающих средств, информационных технологий и информационных ресурсов;
    - подготовка выпускника на основе разнообразия и динамичности элективных модулей учебного плана, с преобладанием практических навыков в компетенциях, способного осуществлять профессиональные функции в рамках одного и более видов деятельности на основе конечных результатов обучения, учитывающих специфику этих видов деятельности, требования рынка к организационно-управленческим и профессиональным компетенциям;
    - подготовка выпускника как конкурентоспособного специалиста в области химической технологии органических веществ, в том числе и на основе увеличения международного аспекта в образовательных, научных программах, компетентного в области передовых технологий химических производств, выполнения и оформления результатов научных исследований, получение необходимого задела для продолжения научной работы в докторантуре.
    Цели ОП 6М072100 ХТОВ направлены на выработку компетенций и практических навыков, необходимых дляуспешной работы в избранной сфере деятельности, обладание универсальными и предметно-специализированными знаниями и личностными качествами, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
    В АТУ существует утвержденная процедура принятия политики в области обеспечения качества, которая учитывает соответствие ОП6М072100 ХТОВ нормативным требованиям, принятым на национальном уровне и требованиям приказа МОН РК № 604 от 31.10.18г. «Об утверждении ГОСО соответствующих уровней образования» и ТУПл. Учебный компонент ОП 6М072100 ХТОВ состоит из дисциплин обязательного компонента (ОК) и компонента по выбору (КВ), сформированных в соответствии с направлением специальности подготовки. Соответствующие объемы кредитов дисциплин ОК и КВ определяются вузом на основании ГОСО. Дисциплины ОК обеспечены ТУП, утвержденными МОН РК.
    В обсуждении политики обеспечения качества ОП 6М072100 ХТОВ активное участие принимают ППС, студенты и организационно-управленческие подразделения: УкиА, УПРиМ, УМУ, ОР, ИПКиПК, УМОиАМ, УИТ, отдел молодежной политики и центр карьеры.
    Особая роль принадлежит эдвайзер-куратору - преподавателю, выпол-няющему функции академического наставника магистрантов при выборе траектории обучения, формировании ИУПа и реализующий государственную молодежную политику в вузе (www.atu.kz). В организации и планировании учебного процесса, контроля качества знаний обучающихся, учета движения контингента обучающихся и подготовки статистической отчетности выполняет ОР. В поддержке политики обеспечения качества ОП оказывает отдел молодежной политики, активно участвуя в вопросах организации обучения, быта, досуга, социальной поддержки студенческой молодежи.
    Участие внешних заинтересованных сторон в реализации политики обеспечения качества ОП осуществляется через процедуры внешней оценки органов (госаттестация, лицензирование), неправительственных и независимых органов (аккредитация, рейтинг), активное взаимодействие с организациями – базами практик, привлечение работодателей к разработке учебных программ, работе в аттестационных комиссиях.
    Механизмы функционирования системы обеспечения качества подготовки, созданной в АТУ, включают мониторинг ОП; обеспечение компетентности ППС; регулярное проведение внутреннего аудита по согласованным критериям; учет и анализ мнений работодателей. Актуализация ОП проводится по результатам мониторинга и периодического рецензирования ОП, регулярного проведения самооценки по согласованным критериям для оценки деятельности университета; системы внешней оценки качества реализации ОП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).Все субъекты внешней оценки качества реализации ОП активно привлекаются в разработке РУП, КЭД, работе ГАК и ГЭК, выполнении дипломных работ, проведении НИРС, расширении баз практики истажировки.

    ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

    Кафедра ХХТиЭ по своему вкладу в образовательный процесс и науку является одной из ведущих в университете.
    Научно-педагогический потенциал кафедры в настоящее время составляет:5 докторов наук, 15 кандидатов наук, 5 докторов PhD,10 магистров технических и естественных наук. Все преподаватели, задействованные в реализации образовательных программ по специальностям «Химическая технология органических веществ» и «Экология»по своей квалификации соответствуют профилю подготовки и имеют высокий уровень научно-педагогической квалификации. Количество штатных ППС в 2018-2019 учебном году 31 человек, научная остепенность кафедры - 70 %.
    В целях формирования ключевых профессиональных компетенций обучающихся, таких как коммуникабельность, лидерство, ответственность, умение работать в команде, анализировать информацию, принятие решений в различных производственных ситуациях в учебный процесс университета на системной основе внедряются активные формы обучения. Наряду с традиционными методами проведения занятий практикуются инновационные методы и информационные технологии, основывающиеся на современном программном обеспечении. Одним из инновационных методов обучения являются такие формы проведения занятий, как онлайн-лекции, видеолекции, использование Чат, Skype общения. С целью внедрения новых методов обучения на кафедре организован научно-методический семинар. Практикуется «школа наставничества» в помощь молодым преподавателям.
    ППС кафедры активно участвует в разработке учебников и учебных пособий, рекомендованных МОН РК и УМУ университета. За последние десять лет издано более 100 учебников и учебных пособий.
    Научно-исследовательская деятельность кафедры ХХТиЭ достаточно высокая, ежегодно количество публикаций составляет более 120, т.е. более 3 на одного преподавателя. За отчетный период опубликованы в зарубежных изданиях, входящих в базу WebofScience (Thomson Reuters), Scopus 24 научные статьи. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс путем разработки элективных дисциплин. Более 50 % ППС кафедры ХХТиЭ участвуют в разработке МООК (Массовые онлайн обучающие курсы) и размещают их на платформе Эдуардо по адресу mook_atu@mail.ru.
    Кадровая политика вуза исходит из стратегии развития и миссии университета. Инициаторами отбора академических ресурсов являются заведующие кафедрами, которые руководствуются требованиями по кадровому обеспечению образовательных программ.
    Прием на работу, продвижения по службе, поощрения, увольнения, ознакомления персонала с правами и обязанностями, осуществляются Отделом управления персоналом (ОУП) университета. Вопросы привлечения квалифицированных специалистов согласуются с заведующими кафедрами.
    Структура и число преподавателей соответствуют потребностям ОП, требованиям ГОСО. Процедуры избрания и аттестации ППС в АТУ гарантируют соответствие компетентности, квалификации и практического опыта преподавателей целям и требованиям образовательной программы ХТОВ и «Экология». Привлечение совместителей из ведущих НИИ и предприятий по профилю подготовки повышает практическую направленность обучения и позволяет внедрять инновации.
    ППС кафедры предоставляются все возможности для научной деятельности, повышения квалификации и саморазвития. Молодым преподавателям оказывается методическая и научная поддержка со стороны руководства АТУ, всех учебно-методических управлений, преподавателей с большим педагогическим опытом.
    ППС ознакомлен с «Кодексом академической честности и корпоративной культуры преподавателя и сотрудника АТУ», должностными инструкциями, условиями конкурсного отбора, требованиями аттестационной комиссии, информирован о мерах поощрения и стимулировании со стороны руководства.
    Основной состав преподавателей кафедры ХХТиЭ в течение последних пяти лет без изменений, что является одним из показателей устойчивости морально-психологического климата и нормальных условий работы.
    Все преподаватели ежегодно составляют индивидуальный план, включающий учебную, учебно-методическую, организационно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и профориентационную работу, и повышение квалификации. Составление и заполнение индивидуального плана проводится в электронном виде на портале АТУ (http://univer.atu.kz/). По окончания академического периода преподаватели заполняют журнал учета фактически выполненной нагрузки по всем видам своей деятельности.
    Ведущие преподаватели кафедры ХХТиЭ совместно с работадателями активно участвуют в совершенствовании образовательных программ, ее модульности, определения целей и формировании результатов обучения и размещаются на образовательном портале (univer.atu.kz).
    Компетентность преподавателей оценивается КОКУЗ или внутрика-федральной комиссией при посещении занятий и определении уровня мето-дического обеспечения учебного процесса, его соответствия современным требованиям качества подготовки специалистов. Внутрикафедральный контроль взаимопосещений ППС проводится согласно графику согласованному с УКиА, и рассматриваются на заседаниях кафедры.
    АТУ согласно утвержденному плану для ППС регулярно проводит семинары и тренинги по повышению квалификации в обеспечении качества в образовании, информацию размещают на портале univer.atu.kz.
    В университете функционирует ИПКиПК, координирующий повышение квалификации преподавателей, ежегодно более 60% ППС кафедры ХХТиЭ проходят обучающие курсы и семинары, и получают подтверждающие сертификаты.
    Кафедра ХХТиЭ по праву гордится своими кадрами: Таусарова Б.Р., Курманалиев М.К., Алмабеков О.А., Сулейменова М.Ш., Козыбаев А.К., Ахметова С.О. - обладатели Гранта МОН РК «Лучший преподаватель года», Даутбаева Г.А. и Сулейменова М.Ш. за многолетнюю работу в системе образования награждены нагрудным знаком «Почетный работник образова-ния МОН РК», Таусарова Б.Р. – заслуженный работник науки и образования МОН РК, Ибрашева Р.К., Даутбаева Г.А., Алмабеков О.А., Шарифканова Г.Н. – награждены медалью «Еңбек ардагері», Курманалиев М.К., Ахметова С.О. - нагрудным знаком МОН РК «Ы. Алтынсарин».
    За высокое педагогическое мастерство, научные результаты и преданность делу многие ППС отмечены Почетными грамотами и дипломами со стороны руководства АТУ и других общественных организаций (Нур Отан, Парасат, Алмалинский акимат г.Алматы и т.д.). На основании «Положение о стимулировании публикаций сотрудников АТУ в рейтинговых международных изданиях» и «Положение о рейтинговой оценке научно-инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава АТУ» преподаватели поощряются премиями и повышением заработной платы.
    В целях формирования ключевых профессиональных компетенций обучающихся, таких как коммуникабельность, лидерство, ответственность, умение работать в команде, анализировать информацию, принятие решений в различных производственных ситуациях в учебный процесс университета на системной основе внедряются современные интерактивные педагогические методы обучения и инновации (годовые отчеты кафедры ХХТиЭ).
    ППС кафедры ХХТиЭ активно участвуют в курсах по использованию интерактивных методов обучения в учебном процессе. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс путем разработки элективных дисциплин («Химия и физика полимеров», «Основы нанотехнологии» и т.д.). Более 50 % ППС кафедры ХХТиЭ участвуют в разработке МООК (Массовые онлайн обучающие курсы) и размещают их на платформе Эдуардо по адресу mook_atu@mail.ru.
    В вузе принимаются все необходимые меры по поддержанию академи-ческой честности и академической свободы, преподавателей и сотрудников. В АТУ созданы дисциплинарная и антикоррупционная комиссия и совет по воспитанию, а также комиссия внутривузовского контроля, в состав которых входят руководители институтов и департаментов, специалисты – правоведы, опытные педагоги, представители общественных организации университета. Проводится информационно-разъяснительная работа по соблюдению «Ко-декса академической честности и корпоративной культуры преподавателя и сотрудника АТУ». Во всех учебных корпусах и общежитиях вывешены телефоны доверия и уста-новлены ящики для предложений, на сайте университета открыт блог ректора http://blog.atu.kz/
    С целью повышения профессионализма и активизации внешней мобильности кафедрой ХХТиЭ при поддержке вуза приглашаются высококвалифицированные специалисты из ведущих организаций и производства Болгарии, России, Испании, Австрии и Литвы. ППС кафедры прошли стажировки в вузах и НИИ Чехии, Италии, Китая, России, Кыргызской Республики, обучающиеся прошли языковые курсы в США, Бельгии, Малайзии и Великобритании, курсы усвоения профилирующих дисциплин в Чехии и Болгарии.
    Кафедра ХХТиЭ заключила меморандумы и договора о сотрудничестве в области науки и образования с казахстанскими институтами в области развития химических материалов и химической технологии: Атырауский институт нефти и газа, институт проблем горения при КазНУ имени аль-Фараби, институт органического катализа и электрохимии имени Д.В. Сокольского, КазНИИ почвоведения и агрохимии имени У.У. Успанова.

    ПРАКТИКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО

    Для развития ОП профессиональная практика занимает особое место, поскольку необходима для формирования и развития у магистрантов профессионального мастерства на основе изучения опыта работы конкретных организаций, учреждений, предприятий, привития навыков самостоятельной работы будущим специалистам в условиях реально функционирующего производства. Различные виды практики (педагогическая, исследовательская практика для научного и педагогического направления; производственная практика для профильного направления) проводятся в соответствии с ГОСО, Правилами организации и проведения профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз практик, утвержденные приказом МОН РК от 29 января 2016 года № 107. Сроки проведения практики устанавливаются УМУ университета в соответствии с учебным планом и академическим календарем (univer.atu.kz.).
    Кафедра тесно сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными научными центрами и вузами, поддерживаются связи с производственными предприятиями и организациями региона.
    Заключены договора о сотрудничестве в области науки и образования, как с научными, так и производственными организациями, в том числе на прохождение зарубежной научной стажировки:
  • ТОО Республиканский научно-производственный и информационный центр «Казэкология», г. Алматы
  • ТОО «САГИЗ ПЕТРОЛЕУМ КОМПАНИ», г. Атырау
  • ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», г. Павлодар
  • ТОО «CERTUS INSPECTION», г. Алматы
  • ТОО Образовательный Центр «EcoFermer»
  • Институт органического катализа и электрохимии им. Д.В.Сокольского, г.Алматы
  • Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья, г.Алматы
  • Региональный «Экологический центр», г.Алматы
  • НИИ Пожарной безопасности и гражданской обороны г.Алматы
  • Независимый центр экспертизы нефтепродуктов «Органик», г.Алматы
  • Департамент Службы спасения МЧС РК, г.Алматы
  • АО «Институт химических наук» им.А.Б. Бектурова, г. Алматы
  • РГП «Институт проблем горения» при КазНУ им. Аль-Фараби
  • РГП «НИИ проблем экологии» при КазНУ им. Аль-Фараби
  • Актюбинский нефтеперерабатывающий комплекс ТОО «Лад»
  • Акционерное общество «Компания Фуд Мастер», г. Алматы
  • ТОО «Казахский НИИ почвоведения и агрохимии имени У.У. Успанова»
  • ТОО «Envico»
  • Московский государственный машиностроительный университет
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина
  • Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева
  • Воронежский государственный университет инженерных технологий
  • вузы дальнего зарубежья: Болгарии, Китая, Кореи, Чехии, Испании, Великобритании, Литвы.
  • Статистические данные по контигенту обучающихся, их движение, успеваемость, переводы скурса на курсс различным уровнем GPA контролирует офис регистратора. Анализ результатов экзаменационной сессии, итогового экзамена и защиты дипломной работы обучающихся по образовательным программам ХТОВ и «Экология» ежегодно подтверждают высокий уровень теоретических знаний. Средний балл ГАК – 3,8 (годовые отчеты кафедры и председателя ГАК). Многие выпускники, заканчивающие на красный диплом рекомендованы для поступления в магистратуру. Председатель и члены государственной комиссии отмечают соответствие уровня подготовки выпускников требованиям ГОСО РК к общей образованности, социально-этическим, экономическим, организационно-управленческим и профессиональным компетенциям. Средний балл сдачи обучающимися ВОУД с 2014 года более 70 %. Степень трудоустройства выпускников более 80%.
    Уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов достаточно высокий и соответствует всем правилам приема абитуриентов в вузы. Отчеты председателя ГАК подтверждают высокую степень подготовленности выпускников к выполнению требований ГОСО. Соответствие уровня подготовки современным требованиям рынка труда выпускников образовательных программ ХТОВ и «Экология» подтверждается более 80%-ным трудоустройством и отзывами работадателей.
    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    Преподаватели и обучающиеся ОП 5В060800 «Экология», 5В072100 и 6М072100 «Химическая технология органических веществ» благодаря программе МОН РК по привлечению зарубежных специалистов в вузы, выделению грантов на научные проекты, гранта «Лучший преподаватель вуза» и других программ смогли участвовать в международной академической мобильности. Ведущими специалистами Болгарии, России, Испании, Австрии и Литвы были прочитаны лекции по профилирующим дисциплинам, а ППС кафедры смогли пройти стажировки в вузах и НИИ Чехии, Италии, Китая, России, Кыргызской Республики, обучающиеся прошли языковые курсы в США, Бельгии, Малайзии и Великобритании, курсы усвоения профилирующих дисциплин в Чехии и Болгарии.
    Кафедра ХХТиЭ совместно с УМОиАМ регулярно проводит работу по привлечению ВУЗов-партнеров к участию совместных образовательных программ (СОП). Ведутся переговоры с зарубежными вузами, осуществляющие подготовку специалистов по образовательным программам ХТОВ и «Экология»: Воронежский Государственный университет инженерных технологий (Россия), Университет пищевых технологий (Болгария), Руссенский университет (Болгария), Бухарский инженерно-технический институт (Узбекистан), Худжанский институт (Таджикистан) и Ошский технологический университет (Кыргызской Республики).


    Ф.И.О., Ученая степень, звание Образовательная программа (наименование курса, вид стажировки) Сроки пребывания (количество освоенных/ отведенных кредитов) Вуз-партнер (организация, компания)
    ППС АТУ  
    2014-2015 учебный год  
    1 Мырзалиева С.К. д.х.н., проф. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Способы очистки промышленных сточных вод» 01.08.2014 г.24.08.2014 г.   Россия, г.Санкт-Петербург, Санкт- Петербургский технический университет.
    2 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Инновационные методы очистки сточных вод» 11.11.14 г. 29.11.14г. Венгрия, ЭотвошЙожеф колледж
    3 Козыбаев А. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Системы современного образования в европейских университетах». 24.04.15 г. 02.05.15 г. Чехия, г. Прага, Химико-технологический Университет
    4 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Системы современного образования в европейских университетах». 24.04.15 г. 02.05.15 г.   Чехия, г. Прага, Химико-технологический Университет
    2015-2016 учебный год  
    1 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Современные методы анали-за, основанные на нанотехно-логии». 04.07.2015 г. 13.07.2015 г. Италия, г. Милан, Миланский университет
    2 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировкапо теме «Методология организации и проведения НИР в Кыргыз-скойРеспублике и в НИХТИ» 4.08.2015 г.  14.08.2015г. Кыргызская Республика, г. Бишкек. Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова.
    3 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировкапо теме "Научные исследования Синьцзянского института экологии и географии в области охраны окружающей среды" 29.11.2015 г. 06.12.2015 г. КНР, г. Урумчи. Синьцзянский институт экологии и географии.
    4 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Мониторинг и оптимизация экологической безопасности пищевых продуктов на основе инновационных нанотехнологий» 07.12.2015 г. 13.12.2015 г. Россия, г. Москва ВНИИМП им. В.М. Горбатова
    5 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Лазерная переработка молока» 12.10.2015 г.  06.11.2015 г. Россия, г.Россоль, Воронежская область. ОАО «Молоко»
    6 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Лазерные технологии» 31.05.2016 г. 04.06.2016 г. Россия, г. Москва. Инно-вационный центр «Сколково»
    2016-2017 учебный год  
    1 Сулейменова М.Ш доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме«Мониторинг и оптимизация экологической безопасности пищевых продуктов на основе инновационных нанотехнологий» 06.12.2016 г. 11.12.2016 г.   Россия, г. Москва.ВНИИМП им. В.М.Горбатова
    2 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Современные методы исследований качества и безопасности продовольственного сырья и готовой продукции» 21.12.2016 г. 26.12.2016 г. г. Краснодар, Россия. Кубанский государственный аграрный университет
    3 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка «Лазерные технологии» 13.11.2016 г. 19.11.2016 г. Россия, г. Дубна. Объединенный институт ядерных исследований
    4 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировкапо теме «Внедре-ние на молокозаводах ЕАС лазерной переработкимолока» 07.06.2017 г. 16.06.2017 г. Россия, г. Москва. Молокозаводы
    2017-2018 учебный год  
    1 Сулейменова М.Ш. доцент, к.х.н. 5В060800 - Экология Стажировка по теме «Научные аспекты создания продуктов здорового питания» 04.12.2017 г. 10.12.2017 г. г. Москва, Россия, ВНИИМП им. В.М. Горбатова
    3 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н. 5В072100 - ХТОВ Стажировка по теме: «Развитие деятельности евразийских технологических платформ» (ЕТП) 24.12.2017г.-15.12.2017г. Россия г.Москва Евразийская экономическая комиссия
    4 Выхрест Н.Ю. доцент, к.х.н.. 5В072100 - ХТОВ Стажировка по теме: «Фотоника. Мир лазеров и оптики 28.02.2018г.-02.03.2018г. Россия г.Москва  13- международная специализированная выставка
    2018-2019 учебный год
    1 Козыбаев А.К. 5В072100 - ХТОВ Стажировка в рамках форума «Globalchallengessummit 2018 AstanaEconomicForum» , по теме: технологическое сотрудничество в ЕАЭС 12.05.2018г.-19.05.2018г. Республика Казахстан г.Астана ЕАЭК
    ИНОСТРАННЫЕ ППС  
    2014-2015 учебный год
    1 Кучменко Т.А. профессор, д.х.н. 5В060800 - Экология Наименование курса: «Аналитическая химия»; чтение лекции, проведение консультации 09.04.2015 г.18.04.2015 г. 3 кредита Россия, г. Воронеж. Воронежский государственный университет инженерных технологий
    2015-2016 учебный год  
    1 Пенов Н.Д. профессор, д.т.н. 5В060800 - Экология Наименование курса: «Разработка функциональных напитков на основе нетрадиционного сырья»; чтение лекции, проведение консультации 28.09.2015 г. 12.10.2015 г. 2 кредита   Болгария, г. Пловдив. Университет пищевых технологий
    2 Кучменко Т.А. профессор, д.х.н. 5В060800 - Экология Наименование курса: «Разработка электронных дидактических материалов для студентов дистанцион-ного обучения»; чтение лекции, проведение консультации 19.10.2015 г. 31.10.2015 г. 2 кредита Россия, г. Воронеж. Воронежский государственный университет инженерных технологий
    3 Филипова М.В. профессор, доктор PhD 5В060800 - Экология Наименование курса: «Экологические основы экотоксикологии»; чтение лекции, проведение консультации 30.11.2015 г. 15.12.2015 г. 2 кредита Болгария, г. Руссе, Русенский университет имени Ангела Кънчева
    4 PleschbergerWerner профессор, докторPhD 5В060800 - Экология Наименованиекурса: «European Union- fundamen-tals in brief, policies and issues in a changing world»; чтениелекции, проведениеконсуль-тации 25.04.2016 г. 29.04.2016 г. 1 кредит Австрия, г.Вена.Университет прикладных наук BOKU
    2016-2017 учебный год  
    1 Филипова М.В. профессор, доктор PhD 5В060800 - Экология Наименование курса: «Экологический менеджмент промышленных предприя-тий»; чтение лекции, проведение консультации 27.11.2016 г. 10.12.2016 г. 2 кредита Болгария, г. Руссе. Русенский университет имени Ангела Кънчева
    2 ВольгангСтрака профессор, доктор PhD 5В060800 - Экология Наименование курса: «Почвоведение»; чтение лекции, проведение консультации 26.04.2017 г. 02.05.2017 г. 2 кредита Австрия, г.Вена.Университет прикладных наук BOKU
    2017-2018 учебный год  
    1 Попова Ю. профессор, д.э.н.   5В060800 - Экология Наименование курса: «Эконо-мика природопользования»; чтение лекции, проведение консультации 09.10.2017 г. 23.10.2017 г. 2кредита Болгария, г. Руссе. Русенский университет имени Ангела Кънчева
    2 Филипова М.В. профессор, доктор PhD 5В060800 - Экология Наименование курса: «Экологические проблемы химической технологии органических веществ»; чтение лекции, проведение консультации 04.06.2018 г.29.06.2018 г. 4кредита Болгария, г. Руссе. Русенский университет имени Ангела Кънчева
    3 Игнатьева Г. инженер, профессор 5В060800 - Экология Наименование курса: «Обеспечение безопасности продуктов питания»; чтение лекции, проведение консультации 08.05.2017 г. 23.05.2017 г. 2 кредита Испания CitromilSantomera, Murcia, Spain
    2018-2019 учебный год
    1 Антипова Л.В. профессор, д.т.н. 5В060800 - Экология Наименование курса: «Исследование технологичес-ких процессов производства, хранения и переработки всех видов пищевого сырья и продуктов для обеспечения требований системы ХАСПП»; чтение лекции, проведение консультации 24.10.2018 г.26.10.2018 г. 2кредита Россия, г. Воронеж. Воронежский государственный университет инженерных технологий
    2 Адмаева А.М. доцент, к.т.н. 5В060800 - Экология Наименование курса:«Система менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов»; чтение лекции, проведение консультации 22.10.2018 г. 10.11.2018 г. 2 кредита Россия, г. Калининград. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Западный филиал)
    3 Милашюс Казис профессор, д.биомедиц.н. 5В060800 - Экология Наименование курса:«Использованиебиологичес-ки активных добавок в спе-циализированном питании»; чтение лекции, проведение консультации 12.11.2018 г. 26.11.2018 г. 2 кредита   Литва, г. Вильнюс. УниверситетVytautasMagnus
    4 Филипова М.В. профессор, доктор PhD Образовательная программа МОН РК «Об утверждении Плана распределения количества зарубежных специалистов и бюджетных средств для привлечения в преподавательскую деятельность на 2018 год» от 28 мая 2018 года № 230. 5В060800 - Экология Наименование курса:«Экологический менеджмент промышленных предприя-тий»; чтение лекции, проведение консультации 19.11.2018 г. 19.12.2018 г. 3 кредита   Болгария, г. Руссе. Русенский университет имени Ангела Кънчева
     

    НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Научно-педагогическая квалификация ППС кафедры ХХТиЭ по базовому образованию соответствуют профилю образовательных программ «Экология» и «Химическая технология органических веществ». Под руководством профессоров Сулейменовой М.Ш., Алмабекова О.А., Таусаровой Б.Р., Дарибаева Ж.Е., Курманалиева М.К., Ягудеева Т.А. выполняются финансируемые МОН РК и инициативные НИР. На кафедре функционирует научная школа молодых ученых из числа кадидатов наук, докторов PhD, докторантов и магистрантов (руководитель доцент Молдагазыева Ж.Ы.), студенческий научный кружок (руководитель доцент Алмагамбетова С.Т.). Более 60 % дипломных работ содержат элементы НИР. Результаты НИР активно используются в учебном процессе бакалавров при выполнении практических и лабораторных работ, что соответствует политике обеспечения качества ОП.
    Научно-исследовательская деятельность кафедры ХХТиЭ достаточно высокая, ежегодно количество публикаций составляет более 120, т.е. более 3 на одного преподавателя. За отчетный период опубликованы в зарубежных изданиях, входящих в базу WebofScience (Thomson Reuters), Scopus 24 научные статьи.
    Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс путем разработки элективных дисциплин («Химия и физика полимеров», «Основы нанотехнологии» и т.д.). Более 50 % ППС кафедры ХХТиЭ участвуют в разработке МООК (Массовые онлайн обучающие курсы) и размещают их на платформе Эдуардо по адресу mook_atu@mail.ru
    ППС, студенты и магистранты кафедры ежегодно принимают активное участие в МНПК, проводимых как в Казахстане (АТУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУим.К. Сатпаева), так и за рубежом (Германия, Америка, Болгария, Чехия, Англия, Россия). Ежегодно общее количество публикаций на кафедре составляет порядка 100-120 работ в изданиях рекомендованных ВАКом и имеющих высокий рейтинг.
    Под руководством преподавателей обучающиеся активно участвуют в НИР кафедры (студенческие конференции, олимпиады, различные стартап проекты, конкурсы и т.д.). Результаты показаны в отчетах кафедры по НИР. Так, за 2018 год студентами сделаны 51 доклад наРНПК «Наука. Образование. Молодежь» (АТУ, 26-27 апреля 2018 г.), МНПК «Зеленый мост через поколения» (КазНУ им. аль-Фараби, 9-10 апреля 2018 г.), МНПК «Фараби әлемі» (КазНУ им. аль-Фараби, 9-11 апреля 2018 г.), МНПК «Инновационное развитие пищевой, легкой промышленности и индустрии гостеприимства» (АТУ, 25 -26 октября, 2018 г.), 44-я РНПК Малой Академии наук РК (МАН, 13 мая 2018 г.). Студенты приняли участие в Республиканской Олимпиаде (КазНУ им. аль-Фараби 28-30 марта 2018 г.), Интеллектуальной игре между вузами (КазНУ им. Аль-Фараби 23 ноября 2018 г.), конкурсе студенческих стартап-проектов (АТУ, 19 октября 2018 г.). Многие студенты отмечены грамотами и дипломами за активное участие.


    Наименование научно-исследовательских тем и проектов Исполнители (кафедра, Ф.И.О. участников) Сроки реализации Источник финансирования, сумма договора
    грантовыепроекты  
    1 Разработка инновационных технологий по созданию безопасных текстильно-вспомогательных веществ на основеводорастворимых полимеров Руководитель: Таусарова Б.Р. Исполнители: Шаихова Ж.Е. Маукенова А.Н. 2014-2016 г.г. Грант МОН РК 24 млн тг.  
    2 Мониторинг и оптимизация экологической безопасности пищевых продуктов на основе инновационных нанотехнологий. Руководитель: Сулейменова М.Ш. Исполнители: Омаркулов Т.О. Дарибаев Ж.Е. Абдыкаримова А.П. Зайнуллина А.Ш. Абилкасова С.О. Ахметова С.О. Козыбаев А.К. Игсатов Р.З. Джакупова И.Б. Дауметова С.Т. Божбанов А.Ж. Хамзина Ж. Б. Болосхаан С. 2015 -2017 г.г. Грант МОН РК 23.730 млн тг.
    3 Разработка способов извлечения нефтепродуктов при очистке нефтяных отходов с использованием гелиоустройств оснащенных концентрирующими элементами Руководитель: Абдибаттаева М.М. Исполнители: Мырзалиева С.К. Алимкулова Ж.Д. 2014- 2015 г.г. Грант МОН РК 13,786 млн тг.
    поисковО-ИНИЦИАТИВНые проекты  
    1 Разработка инновационных нанотехнологий по мониторингу безопасности пищевых продуктов в мегаполисе г. Алматы Руководители: Кулажанов К.С. Сулейменова М.Ш. Исполнители: Игсатов Р.З. Джакупова И.Б. Дәуметова С.Т. Султангазиева Г. Туганбекова М.А. 2014-2016 г.г.  
    2 Разработка технологии приготовления монодисперсных и полифункциональных катали-заторов на основе металлов платиновой группы и их использование в синтезе физиологически активных веществ. Руководители: Кулажанов К.С. ОмаркуловТ.О. Исполнители: Сулейменова М.Ш. Абдыкаримова А.П Даутбаева Г.А. Шарифканова Г.Н. 2014-2016 г.г.  
    3 Экологическое нормирование концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе мегаполиса г. Алматы с применением современных информационных технологий Руководитель: Сулейменова М.Ш. Исполнители: Дарибаев Ж.Е. Ахметова С.О. Джакупова И.Б. Молдагазыева Ж.Ы. Алипбаев А.Н. 2016-2018 г.г.  
    Учебный год 2015-2016 2016-2017 2017-2018
    I, тг 3 450 052 3 530 873 4 478 318
    II, тг 10 048 325  12 788 795 17 572 774
    III, тг 1 836 377 2 094 683 2 115 225
      ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
    Темы дипломных работ
    1 Разработка упаковочных материалов с антибактериальными свойствами на основе полилактида и наночастиц оксида цинка
    2 Исследование сорбции ионов серебра (I) на ионитах
    3 Исследование сорбции ионов железа(III) целлюлозным сорбентом на основе топинамбура
    4 Исследование эффективности применения ионообменных волокон  для решения экологических проблем
    5 Разработка новых термоустойчивых композиционных материалов арил-алициклической структуры
    6 Синтез новых галоген содержащих диангидридоварил-алициклической структуры и разработка новых огнестойких полимеров на их основе
    7 Получение лекарственного препарата на основе ацетилсалициловой кислоты и клопидогрела в капсулированной форме
    8 Исследование физико-химических свойств органических материалов на основе природного битума
    9 Разработка целлюлозных материалов с антибактериальными свойствами с применениемнаночастиц меди
    10 Изучение очистки  нефтяных растворов от тяжелых металлов аллильными полимерами
    11 Проектирование установки подготовки нефти для дальнейшей первичной переработки
    12 Разработка салфеток сантибактериальными свойствами на основе наночастиц серебра
    13 Золь-гель технологии придания огнезащитных и антибактериальных свойств целлюлозным материалам
    14 Синтез гетероциклических галоиденинов и ениновых кислот
    15 Селективное гидрирование гетероатомсодержащих ароматических соединений путем превращении их в комплексные соли
    16 Разработка новых диангидридов алициклической структуры и полигетероциклы на их основе
    17 Модификация кукурузного крахмала и изучение его физико-химических свойств
    18 Синтез  и свойства полифункциональныханионообменников на основе анилина и некоторых полиаминов
    19 Качественное определение алкалоидов в растительном сырье Казахстана
    20 Проект установки замедленного коксования нефтяных остатков
    21 Проект установки гидрокрекинга вакуумного газойля
    22 Проект установки первичной перегонки нефти
    23 Оценка атмосферного воздуха промышленных предприятий
    24 Оценка экологического состояния государственного национального природного парка «Озера Колсай»
    25 Оценка воздействия на окружающую среду производственного предприятия «Шалкия-цинк».
    26 Исследование геоэкологического состояния Чарынского государственного национального парка
    27 Анализ качества питьевой воды в городе Алматы
    28 Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды
    29 Исследование экологической безопасности асфальтенов и смол тяжелых нефтей
    30 Загрязнение придорожной почвы Алматинского региона тяжелыми металлами
    31 Оценка воздействия предприятия«КазАтомПром» на окружающую среду
    32 Получение новых материалов из техногенных отходов тепловой энергетики
    33 Обеспечение качества экологической и безопасности оливковогомасла (комплексная тема).
    34 Проблемы утилизации твердыхбытовых отходов (напримере Алматинскойобласти)
    35 Исследование качества и экологической безопасности   алкогольных напитков отечественных производителей(комплексная тема).
    36 Сохранение биоразнообразия национального государственного природного парка «Кольсайские озера»
    37 Охрано-природные мероприятия по содержанию Алматинского государственного заповедника
    38 Экологическая оценка химических элементов в системе «вода-донные отложения-ихтиофауна» (на примере р. Большая Алматинка)
    39 Экологическая оценка шумового воздействия автотранспорта на здоровье жителей мегаполиса (на примере г. Алматы)
    40 Сохранение и воспроизводство рыбных ресурсов озера Алаколь
    41 Экологическая роль марикультуры озер Алматинской области
    42 Изучение  экологической безопасности биотоплива (на примере ТОО «Экоферма»)
    43 Оценка развития экологического туризма (на примере Южно-Казахстанской области)
    44 Инновационные пути регулирования выбросов парниковых газов
    45 Изучение путей комплексной утилизации пищевых отходов
    46 Изучение механизмов внедрения «Зелeнойэконoмики» в Алматинской области
    47 Исследование экологической безопасности стройматериалов на основе природного битума
    ТЕМЫ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
    Темы магистерских диссертаций
    1 Синтез диангидридов алициклической структуры и разработка композиционных материалов на их основе
    2 Исследование возможности применения вермикулита для очистки сточных вод от ионов тяжелых металлов
    3 Жидкофазное гидрирование ароматических углеводородов на Rh-Pt катализаторах
    4 Синтез наночастиц диоксида титана и исследование свойств целлюлозных материалов на их основе
    5 Изучение влияния депрессорных присадок различных марок на реологические свойства нефти
    6 Моделирование процесса риформинга на непрерывно движущемся катализаторе
    7 Разработка целлюлозных материалов с антимикробными свойствами с применением наночастиц металлов
    8 Изучение влияния органических добавок на качество и физико-химические свойства фарфора
    9 Технология процессов полимерного покрытия серных карт
    10 Модификация бентонитов с целью повышения качества буровых растворов